SOGMA.RU Авторизация - ВХОД
Режим для слабовидящих ENG
Этапы формирования организационной структуры, разработки и внедрения системы менеджмента качества в Академии
Современное требование времени таково, что вузы как производители и поставщики знаний должны все более ориентироваться на результат – выпуск общественно значимого «продукта».
Сегодня с учетом ожиданий и возросших требований государства, общества и работодателей к уровню подготовки специалистов необходимо гибкое и своевременное реагирование Академии на изменяющиеся условия и запросы рынка труда, особенно в текущий период кризиса и реформирования всей образовательной системы России.

Повышение качества образовательного процесса и качества подготовки выпускников является обязательным условием успешного функционирования и дальнейшего развития Академии. При этом все ярче и отчетливее проявляется тенденция усиления внешнего контроля качества подготовки специалистов в вузе, особенно со стороны работодателей. Традиционный способ оценки качества вуза, к которому привыкли в Академии (оценка количества квалифицированных преподавателей, размера библиотечного фонда, имиджа вуза и др.), в сегодняшних условиях уже недостаточен.
В связи с этим в 2008 году в Академии был начат процесс по разработке и внедрению системы менеджмента качества (далее - СМК) на базе моделей стандартов серии ISO 9000, имеющий целью создание устойчивого доверия к вузу у общества и работодателей, как к поставщику специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, принципиальной гражданской позицией и высокими морально-нравственными качествами. Главным критерием результативности деятельности системы менеджмента качества является достижение высокой конкурентоспособности выпускников Академии на рынке труда.

Совет по качеству

С целью осуществления координации деятельности Академии в области обеспечения гарантий качества, в том числе по разработке и внедрению внутривузовской СМК, в 2009 году был сформирован совет по качеству (Приказ ГОУ ВПО СОГМА Росздрава от 13.03.2009 № 214 «О создании и внедрении в ГОУ ВПО СОГМА Росздрава системы управления и контроля качества, утверждении Политики ГОУ ВПО СОГМА Росздрава в области качества, созданииСовета по качеству и утверждении его состава») Академии во главе с ректором, профессором Гатагоновой Т. М.

Служба качества

Для дальнейшего развития и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества в 2010 году в Академии была создана служба качества под руководством профессора, д.м.н. Бибаевой Ларисой Владимировной (приказ ГОУ ВПО СОГМА Росздрава от 25.03.2010 № 388). Сегодня ее возглавляет представитель руководства по качеству, руководитель службы качества Фарниева Сталиниса Владимировна (приказ ректора Академии от 22.08.2012 г. № 157/о, приказ ректора Академии от 24.12.2012 № 305/о, приказ ректора академии от 05.12.2014 г. № 348/о).
Служба планирует и реализует мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества, в том числе нормативно-правовой документации, консультирует научно-педагогических работников по вопросам менеджмента качества в вузе, оказывает помощь руководителям структурных подразделений по упорядочению рабочих процессов, определяет параметры и характеристики качества процессов, методов их измерения и сбора информации. Совместно с учебно-методическим управлением служба качества ведет работу по координации деятельности кафедр, центра практической подготовки, центра тестирования, библиотеки и других подразделений. По результатам мониторинга основных процессов служба качества формирует информационно-аналитические материалы и предложения по совершенствованию качества образования.
Важной функцией службы качества является осуществление контроля за планированием всех процессов и проведение внутренних аудитов, выявление несоответствий и разработка корректирующих мероприятий.

Также служба качества Академии сотрудничает с аналогичными подразделениями других вузов, обмениваясь с ними опытом работы, а совместно с учебно-методическим управлением служба проводит семинары и конференции по проблемам качества образования.

Согласно Положению о службе качества (приказ ректора Академии от 24.12.2013 № 318/о) она принимает непосредственное участие в решении Академией таких комплексных задач, как:
- разработка плана мероприятий по внедрению и совершенствованию внутривузовской системы менеджмента качества.
- разработка нормативно-правовой документации внутривузовской системы менеджмента качества (Политика, Цели в области качества, Руководство по качеству, документированные стандарты системы менеджмента качества Академии и т. д.).
- представление организационной структуры внутривузовской системы менеджмента качества.
- организация и проведение внешних аудитов системы менеджмента качества (далее - СМК) Академии.
- организация и проведение внутренних аудитов СМК Академии, ее структурных подразделений, процессов и подготовка отчетов руководству.
- разработка предложений по работе с персоналом (повышение квалификации, аттестация).
­- разработка предложений руководству Академии по совершенствованию материально-технической базы и документации в соответствии с существующими требованиями.
- совместно с уполномоченными по качеству и группами качества деканатов факультетов, кафедр, других структурных подразделений Академии разработка документации системы менеджмента качества Академии, включая необходимые формы и записи, документированные стандарты,

Руководство по качеству

В целом, служба осуществляет преимущественно учебно-научно-методическую, консультационную, аналитическую, экспертную, аудиторскую, информационную деятельность и специальный управленческий контроль в области качества высшего профессионального образования.
Возобновилась практика планирования деятельности Академии по всем процессам, составляется комплексный план работы академии, ее структурных подразделений, советов и комиссий. Систематически готовится анализ по выполнению запланированных мероприятий, их результативности и эффективности.

Проведена большая совместная работа с главным врачом Туаевой И.Б. и коллективом Клинической больницы СОГМА по систематизации и унификации документационного обеспечения управления. Данная работа была проведена с учетом современных требований, предъявляемых к медицинской деятельности и эффективного трудового контракта.

Более 70% документации, сопровождающей и обеспечивающей основной образовательный процесс, унифицировано и передано для практического использования работниками кафедр академии, что позволяет делать процессы прозрачными, понимаемыми исполнителями и доступными для проведения мониторинга на оценку качества.

Завершен процесс формализации и унификации деятельности аспирантуры, который успешно выполнила помощник проректора по НИР Гиреева Л.А.

Разработаны анкетные модули для всех групп потребителей оказываемых государственных услуг академией. Проведение анкетирования новыми методиками приобретает системный характер, что позволяет набирать свою статистику, а значит иметь возможность составлять прогнозы.
Система менеджмента качества Академии подтверждает в процедурах ресертификационного, затем инспекционных аудитов свою работоспособность и соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011.
По результатам 4 внутренних аудитов СМК академии были разработаны ряд планов по усовершенствованию Сводной номенклатуры дел Академии, разработке нормативных документов и унификации форм документов. Поставленные задачи были выполнены работниками академии более чем на 90%,что так же позволяет считать процесс планирования достигнутым, возрос уровень внутренней организационной культуры работников академии.

В сентябре 2013 года в составе студенческого совета был сформирован сектор по качеству, который в сентябре 2014 года был преобразован в Студенческий комитет по содействию повышению качества образования (далее - Комитет) (приказ ректора от 20.08.2014 г. № 208/о), сформирован и утвержден план работы комитета от 18.09.2014 г. Координатором работы Комитета являются представитель руководства по качеству и начальник отдела по воспитательной работе.

Основными задачами членов Студенческого комитета по содействию повышению качества образования стали:
- проведение мониторинга качества образования в Академии, путем проведения анкетирования, опросов, тестов и т.п.;
- подготовка и публикация методических материалов по оценке качества образования в Академии;
- оказание информационной и научно-методической поддержки комплексных и единичных проектов в области высшего образования;
- развитие студенческой инициативы в направлении повышения качества образования в Академии;
- взаимодействие студенчества и администрации Академии в вопросах оценки и повышения качества образования.

Активистами комитета за 3 месяца выполнен ряд мероприятий:
- введены в матрицы анкетных модулей данные опроса, проведенного в 2013-2014 уч. г.;
- проанализировано содержание всех видов анкет, используемых в обратной связи с потребителями и внесены предложения с изменениями в такие анкеты как:
- «Работа библиотеки глазами студента СОГМА»;
- «Лектор глазами студента СОГМА»;
- «Преподаватель глазами студента СОГМА»;
- «Воспитательная и внеучебная деятельность глазами студента СОГМА».
Комментарии
Copyright © СОГМА, 2012. Сайт работает на портале VMEDE.RU (Единое информационное пространство медицинского образования России)25.04.2017 13:23