SOGMA.RU Авторизация - ВХОД
Режим для слабовидящих ENG
Просмотров: 7568ID: 8980
Мастер класс по составлению ментальных карт

Вчера для студентов 5 курса лечебного факультета проректором по стратегическому развитию и инновационной деятельности, заведующей кафедрой биохимии доц. А.Е.Гуриной и заведующим курсом психологии и педагогики доц. А.С.Татровым был проведен мастер класс по составлению ментальных карт по теме «Биохимия и патобиохимия печени». Ментальные карты или Интеллект карты - это современный способ работы с информацией вообще: и учебной, и научной в частности. Применяются в операционных системах Windows, Linux и др. как способ обработки и систематизации информации. Первоначально получили применение в программировании и при создании баз данных, а также в экономических электронных системах и для управления проектами как MS Project. Сейчас широко применяются в тренингах и в образовании. Смотреть фотографии

Комментарии
 
При правильном подходе, осмысленном в правильном направлении - получится довольно полезная вещь. Своего рода конспект, или план. Но в отличии от простой схемы, тут можно создавать ссылки на определенные ресурсы в интернете, статьи, учебники и т.п. где можно почерпнуть информацию о том или ином термине. Более того, тут есть еще так называемый фактор зрительной памяти - при составлении, как и в случае самостоятельной работы - студенты так или иначе будут запоминать быстрее и легче.
Главное одно - правильно подойти к этому, и делать заметки самый основных моментов - мое имхо.
 
Энвер, согласен с тобой, схема+гипертекст+зрительная память + психологические штучки которые закрепляют эмоциональный фон процесса учения. не зря все зарубежные ментальные карты вовсю разрисованы картинками, домиками, цветочками и прочим. Мне например не нужна ментальная карта на классификацию беззубых челюстей, я в любом состоянии ее знаю. а вот номер паспорта своего нет :) а тому кто учит классификацию впервые ментальная карта позволит поразвлечься, и установить ассоциации+ положительные эмоции. Как раз для жертв "болонского процесса". а что делать тем, у кого зрительная память не развита? а кто то учит на слух. а кому то надо обязательно записать. Заставлять всех составлять ментальные карты все равно что заставлять всех учить вслух про себя. А это всего лишь средство, инструмент один из многих. кому то годится кому то нет. Если завтра установят что если учить стоя на голове то лучше запоминается, то всем надо будет учить стоя на голове? кому то может и правда так легче но не всем же :) так что мое имхо - метод не представляет собой ничего революционного нечто в общем ряду с обычными конспектами только более продвинутый. А то что пишут на сайтах - супер мега пупер метод для получения гипермегамозга это по крайней мере наивно.
 
Ваш "консерватизм" переходит меру разумного. Лексика типа "штучки" и прочие словеса дают четкую характеристику автору то есть Вам, то что касается что метод Вам не подходит и вы его поливаете грязью собственного изготовления тоже очевидно. Вас никто не заставляет, и не ждет от Вас работы с тем что не умеете и не хотите. Делайте лучше своими методами и все увидят и поймут, предложите свое лучше удобнее и эффективнее. Чтобы самоутвердиться в своем мнении в данном случае ошибочном не надо ругать других или другие методы: не можете не понимаете - не пользуйтесь, другим проводить агитацию своего наверное не стоит, это не академично и не очень интеллигентно. Посмотрите как применяют эти технологии в России, качественно и эффективно. Болонский процесс это тоже прогрессивно и хорошо, если хотите всех затянуть на свой уровень то это не получится никогда и уже не получается. "Узкая специализация" остается "узкой". Про классификацию всего чего либо ментальная карта очень удобна, если хотите таблица Менделеева в своем роде тоже "карта" созданная интеллектом и для интеллекта как впрочем любая карта. Ваш юношеский максимализм видимо пора менять на взвешенное разумное отношение к людям и к делу. Жертвы как раз это те кто тянет людей в каменный век, а не в Болонский процесс или в применение новых эффективных и полезных технологий, хоть прямо хоть косвенно. Предлагаю показать продукты интеллектуальной деятельности в виде реальных материалов, учебно- методических, научных, практических научно обоснованных. Во всем тем более в дискуссии должно быть обоснование на основе критериев и логики а не высказываний типа "стоять на голове". Номер паспорта можно включить в ментальную карту "Мои документы", это будет хороший аналог или даже более эффективный заменитель "листка по учету кадров" для личного пользования. Наивно полагать что Вы сможете остановить прогресс, лучше просто поучаствовать, если захотите то у Вас хорошо получится. От Вас никто не ждет домиков цветочков и прочего на картах по стоматологии а вот рентгенограммы, определения понятий, гиперссылки на сайты с информацией и если хотите видеоролики и аудиозаписи и просто конспекты с вашими материалами по стоматологии включить в ментальную карту можно и это делают серьезные люди, В других программах для работы с информацией все это тоже есть, и все можно между собой скоординировать, эгоизм и личные мнения хороши для быта и то не всегда, предложение: просто включаетесь в совместную работу или не мешайте другим, хотябы злыми словечками. Всетаки надеюсь на сотрудничество. А.С.Татров
 
Еше лет этак 10 назад на кафедре писались интерактивные гипертекстовые обучающие электронные пособия. Мне передали от вас программу для составления ментальных карт, спасибо, она у меня имеется лет 6 наверное. Потому и могу тверждать то, что утверждаю, так как считаю это пройденным этапом. Также убежден, что каждый человек имеет право организовывать информацию так как считает наиболее оптимальным для себя. Не буду напоминать что есть индивидуальные особенности восприятия обработки и усвоеня информации, по отношению к Вам это будет некорректно, т.к. считаю Вас профессионалом в вашей области. Однако, хотелось бы привести такой пример: лет 8-9 назад я занимался проблемой эмоционального выгорания у врачей стоматологов, в то время на конференции молодых ученых меня обсмеяли, поскольку никому не было известно о таком явлении. Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса по данной тематике, большое количество публикаций, но эта проблема мне уже неинтересна, я в ней для себя достаточно разобрался. С ментальными картами (тогда они назывались интеллект карты) я познакомился чуть позже. Вы не можете не согласиться что они не могут подходить всем без исключения. Это всего лишь один из методов работы с информацией, основанный на концепции многомерного мышления. Кому то несомненно этот метод подойдет - творческим, артистичным и эмоциональнымнатурам. Не зря популяризатор этой идеи Тони Бьюзен - писатель в первую очередь. Для меня нет разницы между ментальной картой и какой нибудь Танка Исикава такубоку. Это явления одного порядка, где задействованы разные механизмы воздействия на мозг. Вот что пишет Тони Бьюзен: "Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность" Или вот еще: "Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность". И уж совсем: "Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!". Так и вижу ментальную карту строения клетки: "Вот это ха-ха, ядро, пушечное, а это рядом маленький разноветный ядреночек." В Вашем ответе имеются противоречия, например, Вы пишете "Про классификацию всего чего либо ментальная карта очень удобна, если хотите таблица Менделеева в своем роде тоже "карта" созданная интеллектом и для интеллекта как впрочем любая карта." Если хотите, перечитайте переписку, где я утверждал то же самое - любая схема, карта, диаграмма, и т.п. по поределению являются ментальными, т.к предназначены все без исключения для оформления информации, запоминания. Даже вышеупомянутый домик, нарисованный ребенком - для него серьезная ментальная карта, где накладывается и моторика и вкус карандаша, и красочный цвет линий, и то удовольствие который он получает от похвалы мамы, что стимулирует его к творчеству и далее. Любая таблица на любой кафедре в академии является ментальной картой. Разница в качестве прорпаботки и количестве каналов, задействанных в запоминании. Естественно при этом что более красочные таблицы привлекают больше внимания. Что касается программы "iMindMap" которая если не ошибаюсь, лет 6 как лежит у меня на компьютере, то не вижу, что она дает для запоминания. Раньше художники рисовали только красками и на холсте, а в наши дни у них есть фотошоп. Это не более чем инстумент который сам по себе таланта не придавляет, но позволяет даже мне создавать достаточно приличные образцы для художественного оформления например нашего сайта. Вы согласны что нельзя делать упор на один инструмент? Вы утверждаете что всем нам необходимо освоить iMindMap, и пользоваться исключительно только ей? И что касается "кто тянет людей в каменный век", то как раз таки когда ментальные карты стали применяться, меня еще, как говорится и в проекте не было. Чем не каменный век? С другой стороны, отринем теорему Пифагора, которая, как известно, использовалась еще лет за 500 до н.э. Так что с Вашей стороны такие упреки не принимаю. И относительно утверждения "Лексика типа "штучки" и прочие словеса дают четкую характеристику автору то есть Вам" могу только сказать что мне очень жаль что вы опустились до личных выпадов. Не подозревал что нападки на достаточно устарелую методику которой более 40 лет, Вы воспринимаете как личное оскорбление. За собой оставляю право использовать любые лексические обороты, тем более что мой пост был написан в ответ на пост Энвера Черменовича. И напрасно Вы думаете что "никто не заставляет, и не ждет от Вас работы с тем что не умеете и не хотите." Умеем, но не хотим, поскольку метод для клинической стоматологии очень ограниченно пригоден. Предложите метод ментальных карт для составления схемы операций Тотикову Валерию Зелимхановичу. Будет реальная польза, может быть я и изменю свое мнение в части непригодности ментальных карт для некоторых вещей. Они хороши именно на Вашей кафедре, для развития мышления, для того чтоб научить учиться, привлекая все доступные каналы: зрение, осязание, слух, обоняние(да, и оно тоже). Это и будут ментальные карты в полном соответствии с концепцией радиантного (или даже трехмерного) мышления. А унылые схемы нарисованные мелом на доске могут называться таблицми жиаграммами чем угодно но не тем, что создатель методики понимает под ментальными картами. И в завершение, чтобы все таки понять суть разногласий, прошу Вас ответить на несколько вопросов.
1 - Считаете ли Вы, что используя метнальные карты, студент должен полностью отказаться от конспектирования научной и учебной литературы?
2 - Считаете ли Вы, что ментальные карты в понимании их разработчика Тони Бьюзена пригодны во всех без исключения областях деятельности человека?
3 - Считаете ли Вы, что всем без исключения людям ментальные карты подходят ОДИНАКОВО хорошо?
Если на все вопросы Вы ответите ДА, то тут 2 варианта: или я неспособен к учебе в принципе (сожгу все свои статьи и диссертацию), либо Вы просто популяризируете метод ради метода и пиара в направлении внедрения "инновационных" технологий которым 100 лет в обед.
Если Хотя бы один ответ будет НЕТ то считаю что в споре хотя бы по одному пункту я одержал верх и с этим Вам придется смириться. И итогом будет та самая истина которая рождается в споре, а именно: нет и не может быть панацеи которая враз сделает всех умными и преуспевающими если не гениями то хоть просто профессионалами.
(Будет время, почитайте пожалуйста, что нибудь о языке ифкуиль. Эта концепция меня заворожила, вот где революция в мышлении.)
 
Кстати, не могу понять почему Вы записали меня в противники ментальных карт. На мой взгляд, у них имеются очевидные минусы. Это и является моей позицией - они применимы не везде и не всегда и не всеми и не для всего. Ваши же слушатели (не буду говорить кто) некоторые, считают так же, а иногда еще более радикального мнения.
 
Язык ифкуль оставлю Вам. Почитайте лучше про язык "Дракон". Верх который Вы пытаетесь "одержать" оставляю тоже Вам, а вот на форуме и в дискуссии каждый имеет свое мнение и высказывает. Никакого НИКАКОГО пиара нет в моих предложениях, тем более еще раз никто никого не заставляет использовать только ту или иную технологию, диссертации и статьи тоже сжигать не надо....символично конечно но смысла нет. ЕЩЕ раз про категоричность требовать от меня ответов типа "ДА" или "НЕТ" на сформулированные в Вашем контексте вопросы как минимум не корректно а так просто смешно. Используйте написание конспектов и учите этому студентов, а вот очернять что либо не вникая глубоко в суть (не желая вникать скорее всего).
"Очевидные минусы" - очень расплывчатое определение, пожалуйста, конкретнее излагайте свое мнение. Про слушателей: все мнения высказанные в какой- либо форме обсуждаются и учитываются в рабочем порядке и можно здесь на форуме, а "кулуарные разговоры" это для любителей поговорить. Много неопределенности:" не говорим кто, очевидные минусы без названий...."
Теперь вновь о инструментах, наше следующее предложение по поводу комплекса программ SPSS, не знаю как "ифкуль" а вот данный пакет уже имеет 21 версию (релиз) и будет внедряться в СОГМА, это не исключает использование MS Excell, Stadia и других программных продуктов. Интеллект карты это не только и уже не столько их автор "Тони Бюзен", а на сегодняшний день это множество разработчиков и пользователей во всех, подчеркиваю ВО ВСЕХ сферах науки и практики и жизнедеятельности вообще. Про смириться оставьте очередной ваш словесный опус себе для самооценки самовосприятия и саморегуляции. Успехов Вам и Удачи в освоении "ифкуля" и других программ и языков. Про "понять суть разногласий" тоже предлагаю вам понять их первоначально самостоятельно, а потом выносить на обсуждение публично. Оскорблений личных от вас слава богу нет и не воспринимаю, про то что "куда то опускаюсь" - плод вашего воображения как минимум...ЕЩЕ РАЗ ПРИГЛАШАЮ К СОТРУДНИЧЕСТВУ и ПРОСТО если это возможно хочется видеть результаты работы (хотябы на доске мелом ии еще как а не витееватые споры).
 
За приглашение к сотрудничеству Вам спасибо, но вынужден признать что на данном этапе оно невозможно, поскольку Вы не прислушиваетесь к другим точкам зрения. Интернет открыт, и в нем достаточно много критиков ментальных карт. Подчеркиваю что это специфический инструмент, не всегда пригодный и не для всего и является ПРОЙДЕННЫМ этапом. Что касается ответов на заданные мной вопросы, я их не получил. Моей целью не является любой ценой кого либо переспорить, в первую очередь заинтересован найти истину. Но очевидно, это не тот случай, поскольку вопросы повисают в воздухе, в атмосфере Вашего высокомерия и назидательности, не дающей развивать диалог. Уверен, что читатели сделают для себя определенные выводы. Лично для себя не вижу пользы в дальнейшем обсуждении данной темы. Если бы еше было заинтересованное обсуждение, а так... Что касается результатов работы, возможно Вы не в курсе, что уже 3-й год подряд СНК кафедры ортопедической стоматологии становится ЛУЧШИМ СНК клинических кафедр. Три года подряд лучшие в СОГМА. Что лишний раз доказывает что разные дороги ведут к вершинам науки. И на этом пути ментальные карты - один из простейших инструментов. Жаль что Вы так воинственно настроенны. Сообщаю, что намерен на данном посте остановиться, ведь кому то надо это сделать первым, поскольку конструктивного обсуждение не получилось.
Желаю успехов.
 
Да пора прекратить оценочные высказывания. Некоторые всю жизнь ищут истину а другие ее просто находят и делятся с сообществом, в отношении "пройденных этапов" - все таки интересен результат, а не загадочная многозначительность. Во всем есть критерии и объективные оценочные инструменты. ВСЕ перечисленные мной программы: SPSS, MS Excel, Stadia, FreeMind, XMind, MindJet и естественно метод образовательных проектов, создание интеллектуальных карт, методы статистического анализа и конечно же академическая международная мобильность в виде Болонского процесса и других подобных инициатив актуальны и перспективны. Истина всегда доказательна и фактологична, соответствует объективным критериям. Всего Вам доброго. Спасибо за пожелания.
 
и в заключении напишем, что SPSS, MS Excel, Stadia, FreeMind, XMind, MindJet и другие упомянутые программы являются зарегистрированными товарными марками их законных владельцев)))))))))))))))))))))
 
скажу коротко:):):)ментальные карты это круто....:)просто нужно творчески относится к этому:):):)
Copyright © СОГМА, 2012. Сайт работает на портале VMEDE.RU (Единое информационное пространство медицинского образования России)08.04.2020 04:04