28.09.2022 16:11 Художник Магрез Келехсаев
Близкое к фресковой живописи полотно Магреза Келехсаева на холсте является художественным реквиемом признанного мастера, изображающим последние минуты жизни Коста Хетагурова, которого писатель Александр Фадеев назвал «Леонардо да Винчи осетинского народа». Картина писалась 2 года. Магрез Келехсаев выделяет три состояния тела и души, прорисовывая в образах все ипостаси. В центре полулежит с книгой вдохновленный своими последними стихами Коста Леванович Хетагуров, до последнего оставшийся творцом, и изображение полностью соответствует окончательному варианту названия картины – «Последние стихи». Над изголовьем Коста стоят А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, учителя и собратья его по перу. Перекликались их поэтические думы, в творчестве нашли отражение как Петербург, так и Кавказ. Рядом с ними изображен горец в папахе – герой картины Коста Хетагурова. На холсте это собирательный образ, в котором угадываются черты друга Коста Хусина Баева и отца поэта. Слева от них, вверху, также фрагмент картины Хетагурова «Перевал Зикара», на котором группа скал похожа на вздыбившуюся морскую пучину. На холсте этот фрагмент открывается в арочном проеме в виде небес обетованных, создавая особую реальность и передавая духовное величие свершающегося события. У ног Коста стоит юноша с корзиной фруктов, олицетворяя мысль: в народе бережно сохраняются плоды творчества Хетагурова. Ближе к зрителю изображена отрешенная в своей горести единственная, сводная, сестра Ольга. Перед ней трехногий круглый стол с печатным словом Коста, символизирующим мир с наследием брата. У ног поэта застыли в скорби две плакальщицы. Стоящая спиной фигура женщины как бы прикрывает собой немощное тело Коста, оберегая от суетности земного мира. А над ними пять святых праведниц. Вероятно, одна из них– мать поэта, земная жизнь которой оборвалась в раннем детском возрасте Коста. В центре картины видна сакральная для осетин надочажная цепь в виде восьмеричной формы, символизирующая Дом. Эта форма похожа на введенный в 1655 году английским математиком Валлисом символ бесконечности (вечности). Он является популярным элементом графического дизайна, современные крупные компании используют его в корпоративных логотипах. Второе название картины – «Перед вечностью». Одна из святых держит догорающую свечу в виде креста равноапостольной Нины, по преданиям крестившей и осетинский народ. И, наконец, третье название – «Коста среди своих». С этим трудно не согласиться: он уходит в вечность, к близким, в то же время оставаясь со своим народом. От картины исходит умиротворение и благодать. Композиция картины имеет некую театральность, искусственность в духе Леонардо, однако автор имеет на это полное право, так как на протяжении нескольких десятилетий зарекомендовал себя непревзойденным российским театральным художником. Магрез Келехсаев раздвигает пространство, создавая эффект масштабности и монументальности. -Магрез Ильич, почему Вы обратились именно к теме Коста? - Когда я был маленьким, мне в руки попалась книга Коста о Репине и художественной академии. Во мне загорелось желание стать художником и закончить академию. У меня получилось это сделать благодаря вспыхнувшему в душе огню, зажженному Коста. Магрез Келехсаев и Коста Хетагуров прошли одну школу мастерства - школу Репина, Маковского, Сурикова, Серова и Врубеля, что их объединило, несмотря на значительный временной разрыв. Магрез Ильич вошел в мир искусства с Коста и на склоне лет завершает творчество с ним. |