Северо-Осетинская государственная медицинская академияСОГМА Вход
enРус
enEn
Просмотров: 468ID: 159227
Всероссийская акция «Научный полк». Кучиев Э.Б.

Одним из выдающихся организаторов здравоохранения Северной Осетии являлся фронтовик-студент Эльбрус Борисович Кучиев. Вот как он вспоминает о времени и о себе: «Я попал в так называемую «гвардейскую» девятую группу лечебного факультета, где в основном были участники войны. Вспоминаю Дворникова, Мерденова, Батманова, Хаева, Обухова, Умриха Цаллагова, Тибилова, Нвйговзина. Это были молодые ребята, прошедшие тяжелые фронтовые дороги, оставшиеся в живых, в гимнастёрках, пропахших порохом. Все они были инвалидами войны, а им было немного за 20 лет. Они пришли в вуз, чтобы учиться, стать врачами-профессионалами, посвятить жизнь спасению людей, так как их спасали на поле боя санитары, носильщики, медсестры, врачи».

Эльбрус Борисович неторопливо продолжает рассказывать: «Шёл 1942 год. Фашистские войска стремительно продвигались на Кавказ. Немцам удалось занять часть Северной Осетии. Шли ожесточенные бои у с.Эльхотово, Майрамадага. Вражеские части были уже у стен столицы нашей республики. Этим, видимо, и можно объяснить то, что было принято решение о мобилизации на фронт молодых ещё ребят. Так, из селения Коста, что в Ардонском районе, в августе 1942 года были мобилизованы школьники, окончившие только девять классов, среди которых был и я.

Село Коста… Когда-то это были свободные плодородные земли, но в двадцатые годы сюда стали переселяться горцы – выходцы в основном из Алагирского ущелья. В числе переселенцев, ищущих место для постоянного проживания, были и четверо братьев Кучиевых, живших вместе в одном доме. У их родителей, Заурбека и Мысирби, было девять сыновей. Один из них, сын Мысирби, Борис – мой будущий отец, росший в большой, дружной, работящей и гостеприимной семье. Все в 1929 году вступили в колхоз. В доме, как говорится, были и хлеб, и соль. Ничто не предвещало беды, горя. Но наступил чёрный 1937 год. Он не обошёл и дома Кучиевых. Постучали поздней ночью. Первой поднялась моя мама – Соня Беслановна В дверь настойчиво продолжали стучать. Она, взволнованная, подбежала к нам, спящим детям, потом разбудила отца – Бориса Михайловича. К двери подошёл отец и спросил: «Кто?» Вместо ответа раздался стук выбиваемой двери, и в следующий момент на пороге возникли люди в форме. Тут же начался обыск, все было перевернуто… но ничего не нашли, а отца увели с собой. Уходя, он обнял детей – Серёжу, Розу, Игоря, а мне, 12-летнему, сказал: «Береги мать и смотри за младшими, я скоро вернусь.» И только в 60-е годы семье стало известно, что отец был осужден по доносу «за антисоветскую пропаганду». Умер он, как мы потом узнали, в лагере в 1943 году.

Трудно описать жизнь нашей семьи в те годы. Мать продолжала работать в колхозе, чтобы как-то прокормить детей, дать им образование. Но, как говорится, горе не ходит в одиночку. На долю моей мамы выпала страшная участь – одного за другим похоронила она двоих своих детей. Пришёл день, и мама проводила меня на фронт.

С этого момента она стала истово молиться и просить Бога сохранить жизнь её сыну. Она взывала к Всевышнему: «Ты отнял у меня мужа, моих детей. Возьми и мою жизнь, но сохрани Эльбруса.» С тех пор она ни разу не ложилась на кровать: взяла телогрейку, положила в угол комнату и спала на ней. Она считала, что таким образом облегчит участь сына, что часть его бремени она тем самым берет на себя. И мне повезло: пусть не здоровым, пусть инвалидом, но живым вернулся домой. Видно, мамочка моя достучалась до Бога…

Забегая вперед, скажу, что мама прожила 83 года, и со мной она уже не разлучалась все эти годы.

Мне воевать пришлось недолго. Два тяжелых ранения – вначале под Малгобеком, а затем на переправе через реку Кубань – вывели меня из строя. Именно этими драматическими обстоятельствами и можно объяснить мое поступление в Северо-Осетинский государственный медицинский институт.

В 1944 году, после окончания школы с отличием, меня без вступительных экзаменов зачисляют студентом мединститута. Стать хирургом помог известный в то время профессор Каро Томасович Овнатанян, заведующий кафедрой общей хирурги института. По его совету стал регулярно дежурить в клинике, ассистировать самому К.Т. Овнатаняну, известным в республике хирургам У.Т. Такулову, И.Г. Дзилихову, принимал участие в их обходах, выполнял из задания. В то время студенты относились к учебе добросовестно. Многие однокурсники, мои друзья, стали известными учёными, высококлассными специалистами, организаторами здравоохранения. Это, прежде всего, академик Т. Березов, профессор В. Ревазов, лауреат Ленинской премии О. Гудушаури и другие.

На нас – поколение студентов послевоенной поры – сильнейшее впечатление произвели ученые мединститута того времени. Это прежде всего И.А. Агеенко, К.К. Попов, Б.М. Брин, И.А. Полиевктов, И.Г. Дзилихов, В.Х. Фраучи, А.Н. Геннадиев. На их лекции просто невозможно было пробиться, хотя нас никто не контролировал, никто в обязательном порядке не заставлял посещать занятия. Мы были в основном взрослые люди, прошедшие войну, знали, зачем пришли в мединститут. Отношение к нам со стороны профессорско-преподавательского состава было уважительное, но поблажек никто не делал. Коллектив медицинского института имел свой особый климат. Здесь царил дух высокой науки, педагогики, борьбы за жизнь человека. Это не могло не впечатлять. Здесь был один коллектив – студентов и преподавателей. И это запомнилось навсегда. Разве можно забыть докторов-клиницистов А.Н. Сарапа и А.И. Фолосянц? Они были ассистентами, но хирурги-профессора всегда обращались к ним за консультацией и советом.

Именно здесь, на хирургических кафедрах, я принял бесповоротное решение – буду хирургом. После окончания института на комиссии по распределению сказал: «Пошлите меня туда, где есть возможность работать хирургом.» Так я оказался в Малгобеке, относящимся тогда к Северной Осетии, где проработал 10 лет ординатором, заведующим хирургически отделением, затем – главным врачом.

Вспоминается случай из практики. Ночью меня вызвали в отделение, куда привезли с тяжелым огнестрельным ранением женщину, как сегодня помню – Сахи Бокову. Ранение было в живот с множественными повреждениями кишечника. Надо было срочно оперировать, но на благополучный исход надежды было мало. Во время операции была удалена значительная часть кишечника. Потянулись долгие часы и дни, и, к удивлению моих коллег, Сахи стала поправляться, затем была выписана. Прошло более двадцати лет, и однажды ко мне, в кабинет уже министра, заходит женщина и говорит: «Ты Эльбрус? Ты Кучиев? Ты мне делал операцию в Малгобеке? Я тебя долго искала и хочу отблагодарить». Такие встречи в судьбе врача дорогого стоят.

В 1959 году Минздрав России назначил меня, тридцатичетырехлетнего, министром здравоохранения нашей республики. Будем откровенны и скажем, что в этом возрасте стать министром, тем более здравоохранения, почетно и, конечно, очень ответственно. Безусловно, меня мучили сомнения: с чего начать, нужного опыта работы такого масштаба нет; да, работал в районе и многих руководителей-врачей, естественно, не знал. И на все эти волновавшие меня тогда вопросы я мог ответить двумя словами – надо учиться. Учиться у опытных руководителей здравоохранения, у товарищей по работе, пройти специальную учёбу в Москве по вопросам организации здравоохранения, создать коллектив единомышленников. Дело заключалось еще и в том, что частая сменяемость министров здравоохранения (за 10 лет сменилось шесть министров) привела к тому, что мало кто серьезно воспринимал работников аппарата Минздрава, многие шли работать туда, чтобы затем получше устроиться где-нибудь в больнице. Так было…

Я стал упорно овладевать наукой управления. Прошел четырехмесячные курсы руководящих кадров в Москве, учился у наиболее опытных главных врачей. И руководители республики с пониманием отнеслись к молодому министру.

В Северной Осетии в то время не было ни одной многопрофильной больницы, ни в одном райцентре не было типового комплекса центральной районной больницы, не говоря уже об амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах, аптеках в селах. Именно в этот период коренным образом меняется материально-техническая база здравоохранения. Были построены крупные многопрофильные больницы: республиканская клиническая больница скорой помощи, республиканская детская больница, республиканская онкологическая больница, много поликлиник, медучилище с общежитием и т.д. После того, как было начато строительство многопрофильной республиканской клинической больницы. Ежедневно в течение трех лет я начинал свой день на строящемся объекте: принимал участие во всех планерках строителей комплекса, руководителей министерств, ведомств, обкома партии. А когда встал вопрос об оснащении больницы медицинским оборудовании, сам первый секретарь обкома партии Б.Е. Кабалоев обратился с просьбой непосредственно к министру здравоохранения СССР, академику Б.В. Петровскому, который решил эту проблему.

В республике появились десятки видов специализированной медицинской помощи: нейрохирургия, фтизиатрическая служба, сосудистая хирургия, хирургия почек, службы диализа, травматология, межрайонная ортопедическая служба в Ардоне, в каждом районе был построен комплекс центральной районной больницы, в каждом населенном пункте была построена амбулатория или фельдшерско-акушерский пункт, аптека, в столице – Республиканская клиническая больница. Это сказывалось на результатах показателей состояния здоровья населения. Если мы были на предпоследнем месте среди 73 территорий России по заболеванию туберкулёзом (на 100 тыс. населения 300 человек), то нашими усилиями к 1985 году заболеваемость составила 29 человек.

Будни министра… Они насыщены были до предела: подбор кадров, прием граждан, координация работы медицинских служб, посещение больниц, встречи с пациентами, хозяйственные заботы. И это изо дня в день в течение 26 лет! В истории здравоохранения России это уникальный случай: находиться столько лет на посту министра!

Вместе с большой организаторской работой я вел педагогическую и научно-исследовательскую работу. Руководство мединститута, учитывая мой опыт работы в здравоохранении, в 1970 году предложило мне место заведующего кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения. Здесь я встретился с крупным ученым, высоконравственным человеком С.Р. Дехтярем. Соломон Романович был доктором медицинских наук, профессором, долго заведовал кафедрой общей гигиены. Он был человеком глубоко порядочным, как научный работник высоко эрудирован в вопросах социальной гигиены, отлично знал организацию здравоохранения, многие годы работал в области промышленной гигиены, и в особенности его волновали проблемы, связывающие медицину с сельским хозяйством. Тогда не говорили «экология», тогда говорили «гигиена воздуха», «гигиена почвы». Соломон Романович на очень высоком теоретическом уровне читал лекции, студенты с удовольствием слушали его, сотрудники кафедры с глубоким уважением относились к нему. Он очень помогал мне, я несколько месяцев стажировался у него, ходил к нему на лекции. Он проводил огромную работу в промышленности, особенно в цветной металлургии, по выявлению вредных факторов в результате деятельности предприятий «Электроцинк» и «Победит». К сожалению, он уехал в Ташкент, откуда был родом.

Моя работа министром здравоохранения и заведующим кафедрой давала мне возможность вооружать студентов материалам не только теоретического, но и практического характера. Работа в мединституте была творческой, интересной и помогала мне на посту министра здравоохранения. Ушел я на пенсию в 1985 году.

В больнице Минздрава республики я проработал 26 лет. Сейчас на пенсии, но продолжаю вести общественную работу в Совете ветеранов войны… Фронтовикам покой только снится».

Эльбрус Борисович – мудрый старший, к нему и сейчас идут за советом; необыкновенный рассказчик, с большим чувством юмора, знаток истории родной Осетии, с пафосом читает Коста Хетагурова.

Эльбрус Борисович награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак почета», орденом Славы (РСО-Алания), медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За освобождение Кубани», «За оборону Владикавказа», «За особые заслуги перед Отечественным здравоохранением». Эльбрус Борисович – Почётный гражданин Владикавказа.

Материал подготовлен на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук на основе трудов профессора Плахтия С.Я.

Комментарии
Copyright © СОГМА, 2012. Сайт работает на портале VMEDE.RU (Единое информационное пространство медицинского образования России)29.03.2024 14:56