Печатать
16.01.2013 10:44
Газета «Северная Осетия» от 16 января 2013 года № 5
Файл не найден
ШКОЛА И ВУЗ - СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ

Взаимодействие общего и высшего образования, о нехватке кадров определенного профиля – эти вопросы стояли во главе угла на состоявшейся недавно встрече министра образования и науки республики Алана Огоева с ректорами вузов.

На базе Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования министр собрал «за чашкой чая» ректоров государственных и негосударственных вузов Северной Осетии. За одним столом обсуждали острые проблемы и делились опытом Валерий Созанов (СОГУ), Николай Шубин (СКГМИ), Виктор Темираев (ГГАУ), Тамара Гатагонова (СОГМА), Людмила Кучиева (СОГПИ), Людмила Исакова (СО РИПКРО), Владимир Гамаонов (Институт цивилизации), и. о. ректора Владикавказского института управления Таймураз Кусов.

Алан Урузмагович в начале встречи подчеркнул, что успехи республики в экономике, ее конкурентоспособность во многом зависят от интеллектуального потенциала. «У Северной Осетии есть богатые образовательные традиции, серьезная научная школа, профессиональные кадры. Вузы республики имеют огромный потенциал, но нам надо правильно выстроить системную работу», – сказал министр. Об эффективности вузов говорят и результаты мониторинга деятельности высших учебных заведений страны, который был проведен Министерством образования и науки РФ. Из республик Северо-Кавказского федерального округа наиболее эффективной с точки зрения образования оказалась Северная Осетия. Все четыре государственных вуза республики – Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет – выдержали проверку на эффективность.

Особый интерес вызвало обсуждение вопроса о необходимости взаимопроникновения вузовского и общего образования. По мнению участников встречи, школьное и вузовское образование – это сообщающиеся сосуды. Вузы являются заказчиками для общего образования, следовательно, необходимо направить максимальные усилия на преодоление разрыва между учреждениями высшего образования и школами. Во время проведения ЕГЭ повышается роль взаимодействия вузовского и школьного образования как важнейшего условия социализации участников образовательного процесса. Взаимодействие вузов и школ – главная составляющая реализации концепции профильного обучения. Оно способствует повышению качества образования, развитию познавательного интереса учащихся, повышению их учебной мотивации, а также научно-методического мастерства педагогов. «Школьные педагоги должны проходить аттестацию, так как уровень квалификации отдельных учителей вызывает вопросы. Мы со своей стороны готовы оказать поддержку», – отметила ректор СОГМА Тамара Гатагонова.

О проблемах подготовки учителей физики и химии рассказал ректор СОГУ Валерий Созанов. По его словам, выпускники школ демонстрируют низкий уровень знаний по этим предметам и не стремятся учиться по этим специальностям. Уже сегодня учителя физики и химии – это лица старшей возрастной группы. Решением проблемы может стать создание совместной (вуза и школы) концепции профориентационной работы. Это предложение министра образования и науки Алана Огоева было поддержано всеми ректорами. Он пояснил: «Каждый должен знать свою целевую аудиторию на уровне 9-11 классов. Для этого следует создать банк данных выпускников школ. Необходимо искать потенциальных студентов, тесно сотрудничая со школами, как городскими, так и сельскими».

Автор: О. ЦАРИКАЕВА.