К одному из важнейших принципов дидактики относится прочность усвоения знаний и навыков. Его иногда называют выживаемостью знаний и навыков во времени. Важно, чтобы знания и навыки в процессе учебы сохранились до их использования в практике профессиональной работы. Долгосрочная выживаемость (прочность усвоения) приобретенных знаний, умений и навыков является главной составляющей эффективности обучения.
Полученные данные по выживаемости знаний студентов позволяют оптимизировать учебный процесс на кафедре, курсе и факультете в целом. По их результатам можно определить вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения при ответах, выявить типичные ошибки, рассчитать индекс прочности знаний для каждой темы.
Удается установить оптимальное время для повторения конкретного учебного материала с целью сохранения заданного уровня знаний и мануальных навыков. Отработать последовательность преподавания (изучения) тем курса, учебного материала в целом, форму итогового контроля знаний. Контроль знаний и умений студентов является важной составной частью учебного процесса, так как включает контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты обучения.