26 сентября на кафедре фармации прошло интерактивное практическое занятие в 501 группе фармацевтического факультета - деловая игра по фармацевтической разработке ЛС " От идеи - к молекуле, от молекулы - к пациенту" ( преподаватель - старший преподаватель кафедры фармации Цакулова ТВ).
Занятие началось с исходного контроля с применением мозгового штурма по вопросам прогнозирования свойств новых лекарственных молекул in silico. Студенты показали свои базовые знания по данному вопросу. Далее занятие продолжилось в виде конференции по тематике в формате дискуссии и визуализации последовательных этапов фармацевтической разработки ЛС. Все студенты участвовали в конференции со своей определенной ролью, отстаивая предоставляемую информацию и отвечая на вопросы коллег. По итогам мероприятия были оглашены результаты и подведено резюме по актуальной теме.
Деловая игра «Поиск, прогнозирование и молекулярный дизайн заданных фармакологических свойств новых лекарственных молекул (фармацевтических субстанций) in silico»Общая продолжительность занятия 225 мин Цель: Обобщить знания и умения, полученные на занятиях по поиску мишеней (target selection), соединений-лидеров (target to lead) и ранней разработке (in vitro studies) лекарственных препаратов. Этапы деловой игры:I этап - Вступительное слово преподавателя.Выбор объекта моделирования (например, хорошо зарекомендовавшие себя лекарственные препараты определенной фармакотерапевтической группы).II этап – создание игрового комплекса и реализация игры по блок-схеме:• формирование состава игроков;• имитационное моделирование деятельности и распределение ролей: РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: «Поиск, прогнозирование и молекулярный дизайн заданных фармакологических свойств новых лекарственных молекул (фармацевтических субстанций) in silico». 1.Ответственный за направление исследований «Разработка и валидация методов контроля качества лекарственных препаратов».• Специалист по разработке и валидации методов контроля качества лекарственных препаратов. 2.Ответственный за направление исследований «Поиск и прогнозирование свойств новых лекарственных молекул in silico».• Специалист по поиску и прогнозированию свойств новых лекарственных молекул in silico. 3.Ответственный за направление исследований «Дизайн веществ de novo»• Специалист по дизайну веществ de novo.• Специалист по методам дизайна, основанных на структуре мишени и структуре лиганда. 4.Ответственный за направление исследований «Системы визуализации объектов, методы хемоинформатики и биоинформатики».• Специалист по программе визуализации молекул PyMOL, Графическому интерфейсу Шредингера Maestro.• Специалист по QSAR-моделированию.• Специалист по хемоинформатике и биоинформатике.• Специалист по веб-сервисам для прогнозирования биологической активности и других свойств фармакологических веществ. 5.Ответственный за направление исследований «Метаболизм и прогнозирование ADMET характеристик»• Специалист по прогнозированию ADMET характеристик. III этап - Разбор игры, подведение итогов по этапам и игре в целом. Оценка игры участниками (студентами, преподавателями) Разновидность игры «Практический менеджмент» - моделированное совещание, где идет рассмотрение игровой ситуации, требующей принятия определенного решения, направленного на поиск, прогнозирование, моделирование заданных биологических свойств фармацевтических субстанций.Блок схема моделированного совещания –распределение и содержание ролей: 1. Вступительное слово ведущего.2. Доклад руководителя проекта о сложившейся ситуации, констатирование фактов, постановка конечной и промежуточных целей и определение задач для достижения поставленных целей. Проведение беседы по схеме «Сотрудник проекта - администрация» и анализ ее результатов. Распределение заданий по составлению плана исследований.3. Выступление ответственных за конкретные направления исследований с предоставлением анализа результатов бесед, проведенный по схеме «Ответственный за проект – специалист проекта». Режим и график работы в процессе реализации проекта. Составление плана молекулярного скрининга и ранней фармацевтической разработки.4. Выступление специалистов по назначенным направлениям следования с докладами результатов. Анализ сложившейся ситуации и внесение предложения по стратегическому планированию. Идеи повышения результативности выполняемых задач.5. Подведение итогов руководителем проекта.6.Оценка игры участниками.Оценка участников производится по 5-ти бальной системе и классифицируется:• Индивидуальная оценка сообщения каждого участника по конкретному отдельному вопросу согласно его игровой роли• Командная оценка по разработке общего маркетингового плана• Общая оценка складывается из индивидуальной оценки и оценки команды, где учитывается активная позиция конкретного студента и его вклад в разработку маркетингового плана всей команды. А также система поощрений и наказаний.Система поощрений и наказаний:- за оригинальность решений + 1 балл- за ошибки – 1 балл Методики проведения игры:1. Методика моделированного мозгового штурма. Преподаватель-ведущий, который ведет игру со всей группой студентов. По ходу игры все участники могут обсуждать предложения, их плюсы и минусы. В конце вырабатывается окончательное решение.2. Методика разорванного опроса – преподаватель-ведущий вовлекает в игру всех студентов, руководя и направляя активность каждого игрока. Ведущий может обратиться к любому студенту и выяснить противоположные мнения с помощью реплик: «А Ваше мнение?», «Что Вы думаете по этому поводу?» и т.д.