ИННОВАЦИИ И ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
«Я буду поступать в медицинскую академию!» – наверняка с таким выбором будущей профессии определились сотни абитуриентов нашей республики. Только вот фортуна улыбнется не всем. По сложившейся традиции в этот вуз поступают лучшие из лучших. И это не случайно. Северо-Осетинская государственная медицинская академия – это современное, динамично развивающееся и открытое всему новому образовательное учреждение, основной целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов-медиков.
В этом году СОГМА отмечает свой 75-летний юбилей. Для вуза это – знаменательная дата, подчеркивающая его важное место в системе российского медицинского образования и определяющая потенциал для дальнейшего развития.
Интернет-экзамены, сессии, конгрессы
По итогам проведенных в 2012 и 2013 годах мониторингов деятельности высших учебных заведений Северо-Осетинская государственная медицинская академия отнесена к категории эффективных вузов. Сегодня образовательный процесс невозможно представить без включения в методический арсенал педагога новых информационных технологий и оригинальных методических приемов. К слову, примером инновационной образовательной деятельности может служить активное участие кафедр терапевтического профиля академии в Национальном интернет-обществе специалистов по внутренним болезням. Сотрудники кафедр – желанные гости в международных интернет-конгрессах, а также в интернет-сессиях, цель которых – донести новейшие достижения медицины до самого широкого круга врачей и студентов.
Большое внимание в процессе учебы уделяется наглядности – все лекции сопровождаются мультимедийными презентациями: для этого в академии используется более 60 соответствующих систем. Наряду с традиционными занятиями широкое распространение получили и интерактивные: лекции-визуализации, лекции-беседы, лекции-конференции, лекции-викторины с вкрапленными заданиями и т.д. Интерактивным методам обучения отдается предпочтение и при проведении практических занятий. Наибольшее распространение получили кейс-методы, деловые и ролевые игры, метод «обучи другого», «медицинский детектив» и др.
Еще одна интересная деталь: с 2007 года студенты академии принимают участие в федеральном интернет-экзамене по ряду дисциплин гуманитарного и естественнонаучного блока. Экзамен позволяет объективно оценить степень соответствия уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов.
С целью повышения практической подготовки, являющейся важнейшим аспектом учебной работы, более пяти лет в академии успешно функционирует центр практической подготовки, оснащенный современными тренажерами, муляжами, фантомами, симуляторами клинического обследования. Вообще практика – неотъемлемая составная часть учебного процесса в медицинском вузе. Количество ее баз год от года увеличивается. На сегодняшний день их 75, в том числе ЛПУ нашей республики, КБР, Ставропольского края и собственные Клиническая больница СОГМА и стоматологическая поликлиника.
Инновационный «табель о рангах»
Мы не ошибемся, если скажем, что СОГМА имеет богатый опыт организации исследовательской деятельности. Судите сами: в настоящее время сотрудники академии работают над 111 научными темами по семи направлениям! Получили признание ученого совета СОГМА пять научно-педагогических школ: ревматологов, патофизиологов, кардиологов, физиологов и научно-педагогическая школа по лазерной медицине.
В СОГМА работает диссертационный совет по защитам докторских и кандидатских диссертаций по двум научным специальностям: внутренним болезням и патологической физиологии. За 5 лет было защищено 76 кандидатских диссертаций и 10 докторских, получено 74 патента на изобретение, издано 46 монографий.
Под эгидой управления научными исследованиями в академии работает Совет молодых ученых и Студенческое научное общество. Работы молодых ученых СОГМА уже третий год подряд побеждают в конкурсе Главы РСО-А.
Операции – в режиме он-лайн
Сегодня СОГМА – это крупный учебный, научный и лечебный центр Северного Кавказа, располагающий необходимыми кадрами, учебно-производственными площадями и материально- техническими ресурсами. Так, в Клинической больнице СОГМА установлено оборудование для трансляции операций в лекционный зал, благодаря чему студенты имеют возможность следить за действиями хирургов в режиме реального времени. В академии подключены к сети Интернет 20 компьютерных классов.
Важными направлениями деятельности СОГМА являются организация и предоставление квалифицированной медицинской помощи на клинических базах академии. Для своих структурных подразделений – Клинической больницы СОГМА и стоматологической поликлиники – закупили дорогостоящее современное лечебно-диагностическое оборудование. Осуществляется тесное взаимодействие со специалистами Северо-Кавказского многопрофильного медицинского центра г. Беслана по направлениям оказания медицинской помощи, в частности, кардиохирургии и нейрохирургии.
Хочется отметить и тот факт, что студенты СОГМА несколько лет успешно выступают со своими авторскими программами: в 2013 г. победителем стал проект «Амбулатория на колесах», не имеющий аналогов в СКФО. Хорошо зарекомендовало себя студенческое волонтерское движение «Добрые сердца», оказывающее помощь малоимущим семьям, престарелым людям, детским домам.
«Золотой» фонд
На 38 кафедрах СОГМА под руководством ректора Тамары Гатагоновой трудятся 411 человек профессорско-преподавательского состава. Это 53 доктора наук, 32 профессора, 250 кандидатов наук, 67 доцентов, среди них – заслуженные деятели науки РФ, заслуженные врачи РФ, заслуженные работники высшей школы РФ, заслуженные врачи РСО-А.
Более 30 лет вуз был представлен только одним факультетом – лечебным. Сегодня в его структуру входят 6 факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, медико-профилактический, фармацевтический, факультет высшего сестринского образования, на которых обучаются более 2300 студентов, в том числе 55 иностранных граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья. С 1991 года академия готовит врачебные кадры для регионов Азии, Африки и Ближнего Востока. Кроме факультетов, в состав академии входят 38 кафедр, клиника, стоматологическая поликлиника, центральная научно-исследовательская лаборатория.
Международные связи СОГМА
Плодотворно развиваются и международные связи академии. Заключены договоры о сотрудничестве с Буковинским государственным медицинским университетом и Национальным медицинским университетом им. А.А. Богомольца (Украина), Юго-Осетинским государственным университетом им. А. Тибилова, подписан проект рамочного соглашения с Римским университетом La Sapienza (г. Рим, Италия).
Осуществляется тесное сотрудничество с Германской службой академических обменов (ДААД), вузами Германии, которое сложилось благодаря энтузиазму сотрудников кафедры иностранных языков, плодотворной работе студенческого научного кружка по изучению немецкого языка, которым руководит доцент кафедры Г.В. Шуракова, и вниманию к данной сфере деятельности со стороны руководства академии. Неоднократно организовывались поездки студентов и преподавателей СОГМА в Ганноверский медицинский вуз. Семеро выпускников академии подтвердили дипломы о высшем профессиональном образовании благодаря успешному прохождению апробационных экзаменов на немецком языке и получению соответствующих сертификатов, пятеро выпускников защитили диссертации на немецком языке в медицинских вузах Германии в области иммунологии, хирургии, ортопедии, урологии, кардиохирургии.
Словом, на протяжении более семи десятилетий СОГМА уверенно движется вперед, используя все инновационные методы в образовании, не забывая и о нравственном, духовном воспитании своих выпускников.
Автор: Н. ГОГАЕВА.