Воспитательная работа в академии выделена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности и является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов. Поэтому в задачи академии входит подготовка не только профессионала, но и духовно богатой личности, патриота и гражданина своей страны, способного к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, самообучению. Целью воспитательного процесса является гармоничное развитие личности студента, будущего специалиста, формирование у него потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, создание условий для формирования у каждого студента социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений. Воспитательная деятельность в академии регламентируется нормативными документами и, в первую очередь, концепцией воспитательной работы и календарным планом воспитательной работы, основной целью которых является — социализация личности — будущего — конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Организация воспитательной работы с обучающимися осуществляется в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 7.10.2022), ФЗ от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», Распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», на основе концепции воспитательной деятельности, этического кодекса обучающихся, правил внутреннего распорядка обучающихся, рабочей программы воспитания, устава ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России.
Понятие «образование», которое является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Молодежная политика и воспитательная деятельность – один из ключевых приоритетов работы Минобрнауки России и Росмолодежи. В студенческие годы для молодежи актуальны вопросы личностного и профессионального самоопределения, проявления способностей. При организации воспитательного процесса, как в рамках образовательных программ, так и во внеучебное время, основная задача образовательной организации – создание вовлекающей среды для раскрытия потенциала, которая помогает студентам найти свой путь, раскрыть таланты и определить траекторию развития. Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» статьей 12.1. «Общие требования к организации воспитания» и Федеральным законом № 273-ФЗ определен механизм организации воспитательной работы в рамках образовательного процесса с помощью рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых вузами самостоятельно.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Указ № 809) важным элементом также является формирование гражданской позиции студенческой молодежи, разделяющей систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей, их сохранение и укрепление. Развитие воспитания в системе высшего образования определяется его важнейшей целью, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития до 2024» №204 от 7 мая 2018 года» (в ред. от 21.07.2020) – формирование личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, на современную систему ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию. Основная задача современного этапа развития социокультурного пространства вуза – достижение высокой культуры организации воспитательной работы в академии, создание гуманистической (личностно-ориентированной) воспитательной системы, пронизывающей все области жизнедеятельности Северо-Осетинской государственной медицинской академии. В процессе реализации образовательной программы обучающиеся имеют возможность участвовать в культурно-творческих, общественных, спортивных мероприятиях.
В организационную структуру управления воспитательным процессом академии входят:
- Проректор по учебно-воспитательной работе;
- Отдел по воспитательной работе;
- Совет кураторов;
- Самоуправление обучающихся;
- Профком студентов;
- Северо-Осетинское региональное отделение ВОД волонтеры-медики (Волонтерский корпус СОГМА);
- Студенческий проект «Твой ход»;
- Студенческий патриотический клуб «Я горжусь»;
- Заслуженный ансамбль народного танца «Цард»;
- Первичная ячейка РДДМ «Движение первых»;
- Студенческий спортивный клуб;
- Студенческий туристический клуб;
- Психолого-педагогическая служба.