«Я русский композитор, и моя
родина наложила отпечаток на
мой характер и мои взгляды»
- Сергей Рахманинов
На лечебном факультете состоялся вечер, посвященный Сергею Васильевичу Рахманинову, гениальному пианисту, композитору, дирижеру.
Студенты имели возможность послушать отрывки из произведений Рахманинова в исполнении пианистов Д. Мацуева, Б. Березовского, Государственной академической хоровой капеллы России им. А. Юрлова, Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского и других коллективов.
Основная тема вечера - всепреодолевающая любовь к Родине, безграничность и аполитичность подлинного патриотизма, невероятная сила искусства великого человека Сергея Рахманинова. Он является ярчайшим примером объединения русских людей в эмиграции на почве неизменной любви к отчизне. Его призыв к единению, услышанный русской эмиграцией, обернулся невероятной силы энергией, сумевшей сплотить ещё вчера политически непримиримых противников. Вера в страну, в народ и настоящий, безусловный патриотизм, не взирая на исторические и политические обиды стали весомым вкладом в фундамент нашей Победы, дававшим силы Советскому народу выстоять и победить в самой страшной войне в истории.
Молодой Рахманинов был любимцем московской публики: его знали как талантливого пианиста, композитора и дирижера. С. Рахманинова всегда тянуло к земле. Он осуществил давнюю мечту: купил имение в Иванове, приобрел великолепный рояль «Стенвей». Этот дом часто посещали друзья С. Рахманинова: А. Чехов, И. Бунин, Ф. Шаляпин, И. Северянин.
Несколько суховатую жизнь С. Рахманинова украсила нежная тайна. Где бы он ни выступал, везде ему преподносили букет белой сирени от неизвестной дарительницы.
Также у С. Рахманинова появилась умная, талантливая корреспондентка, предлагавшая ему тексты для романсов, которыми он нередко пользовался, а главное, пытавшаяся внушить уверенность в том, что молодая Россия знает и ценит его. А это было важно и нужно. Незнакомка подписывалась нотой «ре». Это была молодая поэтесса Мариэтта Шагинян. Именно она сказала С. Рахманинову, что он становится «хозяином» московской публики.
Всё рухнуло в революцию. Ивановские мужики в азарте экспроприации не пощадили «доброго барина». Они разграбили дом, вышвырнули из окон второго этажа любимый «Стенвей». Стон убитого рояля тяжело отозвался в душе С. Рахманинова. Блок говорил об умении слышать революцию. С. Рахманинов слышал её, создавая романс «Весенние воды». Но сейчас скорбный вой оборванных струн заглушил для него все иные звуки. Рахманинов не был ни социальным, ни стихийным революционером. Дворянин и барин, всем жизненным укладом преданный старой России. Он никогда не покинул бы Родину, если б мог заниматься своим профессиональным делом, но музыкальная жизнь в России оборвалась, и никто не знал насколько.
Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов покинул Россию — вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией.
Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.
Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам.
Нападение гитлеровской Германии на СССР, Великая отечественная война глубоко потрясли русского композитора и музыканта Сергея Васильевича Рахманинова, проживавшего в США. Свой один из первых концертов начавшегося сезона Рахманинов посвятил своей сражающейся родине. Заключая контракты, Сергей Васильевич поставил условие, что каждое третье его выступление будет оплачиваться особо: весь сбор пойдёт в фонд помощи Советскому Союзу. 1 ноября 1941 года Рахманинов дал большой сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-Холле. В программах было написано, что весь денежный сбор передаётся для медицинской помощи Красной Армии. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.
Надо отметить, что публично помогая Советскому Союзу, сами Рахманиновы сильно рисковали, так как в захваченной фашистами Франции оставалась их младшая дочь Татьяна с маленьким сыном. А в самой Германии и оккупированных ею странах музыка Сергея Васильевича Рахманинова была запрещена, пластинки с его записями изымались и уничтожались.