Северо-Осетинская государственная медицинская академияСОГМА Вход
enРус
enEn
Просмотров: 501ID: 159160
Всероссийская акция «Научный полк». Битаев К.А.

Битаев Касполат Алексеевич родился 27 декабря 1924 года в селении Карман-Синдзикау Дигорского района в многодетной семье крестьян-колхозников. Касполат учился в Карманской средней школе и в 1942 году её окончил. Стремился добровольцем вступить в ряды Красной Армии, но по возрасту ему отказали. Вот как об этом и других событиях о войне вспоминал сам К.А. Битаев: «Отец был мобилизован на фронт ещё в начале войны 1941 года. После окончания школы я просился на фронт, но по возрасту не брали. Но поскольку тогда паспортной системы в сельской местности не было, мой сосед старший лейтенант Коцоев, служивший во втором пехотном училище г. Орджоникидзе, помог взять справку в сельсовете о том, что я родился 24 июня 1924 года (копию той справки храню и сегодня) и он забрал меня с собой. В июне 1942 года я был зачислен курсантом Второго пехотного военного училища в г. Орджоникидзе. В училище проучился две недели, а в конце июня 1942 года поступил приказ об эвакуации училища в Грузию по Военно-грузинской дороге.

В училище нам выдали форму, в том числе английские ботинки. Проходил я в них неделю, и мои ноги превратились в сплошные кровоподтеки. Ведь я впервые надел кожаную обувь. Старшина дал мне дополнительные портянки, и я в обмотках прошел до Тбилиси все 210 км. Из Тбилиси училище было эвакуировано в Абхазию в г. Очамчири. Проучились всего два месяца, и в сентябре 1942 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Грозному, наша учеба закончилась. Из курсантов были сформированы 4 маршевые роты, и через день мы оказались под г. Грозный. Курсантские роты влились в состав 10 гвардейского десантного корпуса. В составе корпуса мы участвовали в обороне г. Грозный, освободили ряд районов ЧИАССР, в том числе и крупную станцию Червленая узловая и др. В первых числах ноября 1942 года, когда нависла Угроза над Владикавказом, 10 корпус совершил марш-бросок и 5 ноября ночью через деревянный мост в г. Орджоникидзе перешел на левый берег р. Терек, прошел через село Ногир. Утром, 6 ноября 1942 года, наша 7-я бригада корпуса заняла позиции для наступления на берегах Архондона, а рано утром 7 ноября бригады корпуса начали наступление на восточном участке с. Гизель. 11 ноября фашисты были разгромлены, и с. Гизель и с. Саниба были освобождены от немецко-фашистских войск. Потери составили свыше 5000 солдат и офицеров, 140 танков, сотни фашистских автомашин остались на улицах с. Гизель. Орджоникидзе был спасен. Я прошел по улицам с. Гизель, но ни одной живой души не увидел - все ушли в лес, и только после освобождения люди начали возвращаться в свои дома.

После разгрома немецко-фашистских группировок под с. Гизель наш 10-й корпус был переброшен на линию с. Рассвет, Фиагдон, Ардон. 22 ноября меня и лейтенанта Мисикова (он был из Ардона) вызвал командир бригады и дал задание доставлять в бригаду разведданные. До разгрома фашистов была создана группа солдат, куда вошли по одному представителю от бригад. В эту группу от нашей гвардейской бригады направили меня. Группа была передана в распоряжение Военного трибунала. Мы Должны были присутствовать на заседаниях военного трибунала и при исполнении наказания, вынесенного подсудимым. В основном это были дезертиры и самострелы. И сегодня перед моими глазами встают лица осуждённых на расстрел, некоторые плакали, другие смотрели в землю, но лица уже были «мертвыми».

Поскольку подкрепление не подходило, а в стрелковых оставалось 15-20% бойцов, и некому было наступать, то по командира бригады сформировали роту из солдат минометного батальона, выдали винтовки, а для охраны минометов оставили одного часового. 7 декабря, в первой же атаке на Ардон от роты осталось 5 раненых солдат, в том числе и я. Меня пуля настигла на мосту, я был ранен и контужен, упал в реку Ардон. Похоронная команда вытащила меня из реки ночью и доставила к яме - могиле, где хоронили погибших. Меня бросили в кучу погибших, я был без сознания, и когда двое солдат подняли меня, чтобы бросить в яму, я зашевелился, это спасло меня. Меня отнесли к раненым, а утром на подводах отвезли в санбат с. Каста. На третий день я был эвакуирован в г. Орджоникидзе в госпиталь. Госпиталь размещался в корпусах горно-металлургического института. 29 декабря 1942 года я был выписан из госпиталя и направлен в свою часть.

Наш 10-й корпус входил в состав 37 армии, части которой находились в районе г. Моздок. 10-й корпус вёл бой за освобождение Северного Кавказа, и я вместе с 7-й бригадой прошёл от с. Гизель до г. Новороссийск. Очень тяжёлые бои шли весной 1943 года за освобождение Кубани. Из-за плавней не подвозили боеприпасы, продукты и т.п. Все это доставляли солдаты по тонкому льду. Я дважды тонул в плавнях, один раз еле спасся, с минами, завязанными веревкой на поясе, я провалился в плавни, причём глубина была около трех метров. И только через пять минут меня вытащили. Две недели я пролежал в медсанбате. А корпус с боями продвигался вперёд, освобождая города и станицы края. Мы освободили города Армавир, Кропоткин и др. Наше наступление было остановлено у узловой станции Крымская. В течение нескольких месяцев мы не могли выжить немцев из станицы Крымской.

7 мая 1943 года при наступлении на Крымскую я получил несколько ранений, одна из ран была особо опасной. Осколком бомбы снесло половину правого коленного сустава. Боясь развития гангрены, врачи госпиталя в г. Краснодар настаивали на ампутации ноги. Собрали консилиум и решили пока воздержаться. После этого меня начали переводить из госпиталя в госпиталь гг. Краснодара, Ессентуки, потом был направлен в глубокий тыл в Грузию. Здесь лежал в госпиталях г. Боржоми, Бакуриани.

В ноябре 1944 года я снова был направлен на фронт и стал курсантом 21 учебного танкового полка г. Пятигорск. После окончания учебы мне присвоили звание сержант механик-водитель танка Т-34. Из курсантов был сформирован полк и направлен в г. Нижний Тагил на танковый завод для получения техники. После получения танков Т-34 был сформирован танковый эшелон и направлен на войну с Японией. Но доехав до Новосибирска, наш эшелон был остановлен. (2 сентября) - Квантунская армия Японии была разгромлена. Япония запросила мир. Из Новосибирска эшелон-полк повернул на Запад - обострилась обстановка на Балканах. Наш танковый эшелон шёл почти без остановок. Пересекли государственную границу в районе г. Яссы и оказались в г. Бухаресте. Однако к этому времени обстановка на Балканах разрядилась, и мы простояли в Бухаресте месяц. Вернулись на родину и влились в 39 Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого танковый полк 21 Будапештской танковой дивизии. В марте 1946 года я был избран комсоргом 39 танкового полка и пробыл на этой должности до демобилизации. В январе 1947 года я был демобилизован из рядов Советской Армии и вернулся на родину».

Так закончилась война для 23-летнего Косполата Битаева. Сразу же после прибытия на родину он стал работать в родном колхозе «Знамя Ленина» бригадиром полеводческой бригады, а в сентябре 1947 года стал студентом исторического факультета СОГПИ им. К.Л. Хетагурова. Учился, как и воевал, на «отлично». Руководство факультета рекомендовало его в аспирантуру по кафедре истории СССР, однако учебу в аспирантуре пришлось прервать из-за ранений, полученных на войне. После восстановления здоровья Касполат Алексеевич Битаев стал работал старшим пионервожатым в средней школе № 2 г. Орджоникидзе, преподавал в трехгодичной школе председателей колхозов, был начальником пионерлагеря министерства лесного хозяйства и торговли в г. Алагире,

В сентябре 1954 года он был принят на работу в Северо-Осетинский государственный медицинский институт на кафедру истории КПСС и политэкономии, где проработал 50 лет. Прошёл путь от ассистента, аспиранта МГУ им. Ломоносова, старшего преподавателя, кандидата исторических наук, доцента до заведующего кафедрой, которой руководил в течение 10 лет (1964-1974 гг.).

К.А. Битаев принимал самое активное участие в жизни СОГМИ. Он был деканом 1-3 курсов лечебного факультета, секретарем партбюро младших курсов, членом местного комитета. Пользовался большим уважением у студентов. Его лекции и семинарские занятия вызывали большой интерес.

Он был награждён орденом Отечественной войны I степени и 18 медалями. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Северной Осетии». В 1979 году он был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. В дни празднования 325-летия присоединения Украины к России Закарпатский областной исполком наградил К.А. Битаева Почётной грамотой.

Такова была жизнь участника Великой Отечественной войны Касполата Алексеевича Битаева. К сожалению, его не стало на 90 году жизни - 5 июля 2014 года. Светлая память о нем, блестящем преподавателе, мудром наставнике студенческой молодежи, добром человеке навсегда останется у тех, кто его знал, трудился вместе с ним, многочисленных его учениках, выпускниках Северо-Осетинской государственной медицинской академии.

Материал подготовлен кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук на основе трудов профессора С.Я. Плахтия

Комментарии
Copyright © СОГМА, 2012. Сайт работает на портале VMEDE.RU (Единое информационное пространство медицинского образования России)27.04.2024 08:05